Предпринимателю 2023 г.
О соблюдении обязательных требований технических регламентов
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ
«О техническом регулировании» Технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей,
в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
С учетом степени риска причинения вреда технические регламенты устанавливают специальные требования безопасности к продукции и товарам, процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В соответствии с Техническими регламентами устанавливаются правила оценки соответствия продукции и товаров, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Документальное удостоверение соответствия продукции может иметь обязательный и необязательный, т.е. добровольный характер.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Обязательное подтверждение продукции проводится в форме обязательной сертификации и декларирования соответствия.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться исключительно в форме добровольной сертификации.
В качестве оснований ответственности за несоответствие продукции и товаров требованиям Технических регламентов выступают:
- нарушение требований специального технического регламента;
- неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля (надзора);
- угроза причинения вреда (жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений), возникшая в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- причинение вреда (жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений), вследствие тех же причин, что и при возникновении угрозы причинения вреда.
За нарушение требований Технических регламентов предусматривается гражданско-правовая ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность.
Названные виды ответственности регламентируются соответственно: гражданским законодательством (в частности, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»)); Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Нормы КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за нарушения в области технического регулирования, сгруппированы в нескольких статьях и включают составы, рассмотрение которых отнесено к компетенции Роспотребнадзора:
- нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ);
- недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ);
- нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ);
- нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ);
- нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы (ст. 14.46.1 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4 КоАП РФ);
- невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (ст. 19.33 КоАП РФ).
В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.
В случае если причинение вреда или угроза его причинения явились следствием несоответствия продукции требованиям технических регламентов или осуществления связанных с ней процессов с нарушением требований технических регламентов применяются меры гражданско-правовой ответственности в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и ГК РФ.
Мероприятия по контролю в целях осуществления государственного контроля (надзора) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) с учетом требований, установленных
(ст.32–34, ст.39, ст.40);
Основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю соблюдения требований технических регламентов является факт получения Роспотребнадзором информации о несоответствии продукции, выпущенной в обращение, требованиям технических регламентов.
Источниками поступления информации могут являться:
- Изготовитель продукции.
- Продавец продукции.
- Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя продукции.
- Иные лица, граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные или муниципальные органы власти.
- Результаты мероприятия по контролю.
В силу части 1 ст. 34 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе:
- осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия;
- выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
- направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;
- привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
- требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Учитывая изложенное, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо обеспечить соблюдение требований Технических регламентов.
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области напоминает, что в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей осуществляет контроль за следующими
Техническими регламентами Евразийского экономического союза (далее – TP ЕАЭС):
TP ЕАЭС 037/2016 «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники»
ТР ЕАЭС 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»
ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»
Техническими регламентами таможенного союза (далее – TP ТС):
ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»
ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»
ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»
ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»
ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»
ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»
ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»
ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»
ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции»
ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов»
ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»
ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»
TP ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»
ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»
ТР ТС 035/2014 «Технический регламент на табачную продукцию»